Александр Кардаполов (akardapolov) wrote,
Александр Кардаполов
akardapolov

Риторическая рука

Когда возникает искусство риторики? С какой целью использовалась метафора риторической руки? Какие ключевые моменты в построении речи? И какими особенностями обладает убедительная речь? Рассказывает доктор филологических наук Гусейнов Гасан.

640px-Maccari-Cicero

"Когда говорят о риторике, то имеют в виду две вещи. Одна вещь – это риторика, как пустое говорение. Это просто риторика, это пустые слова. Другое представление – это устаревшая наука или даже не наука а устаревшее умение, которое применялось людьми, не знавшими письменности и нуждавшимся в том, чтобы в устной форме убедить собеседника ,в том то и том то.  Мы уже живем в эпоху рациональности и можем книжки читать ученые, трактаты. Нам такая риторика и не нужна.

Античность, и это действительно так, знала риторику в этом втором смысле, риторика возникла в пред письменную эпоху и мы знаем первые памятники, и первое упоминание слова оратор, правда не в форме ритора, а в форме ритер – говорится у Гомера об Ахилле. Он был прекрасным оратором.  Что это такое за искусство, риторика? Тут очень важный момент. Риторика, возникая в дописьменную эпоху, нужна для того чтобы правильно мыслить, а не просто правильно говорить. А что значит правильно мыслить? Мыслить так, чтобы то что ты подумал во-первых было ясно и прозрачно и убедительно прежде всего для тебя и во вторую очередь – ясно, понятно, убедительно для твоего собеседника.
И как самое простое введение в риторику для человека, который о ней еще ничего не знает, древние очень давно предложили  эту риторическую руку – наши пять пальцев. Мы смотрим на эти пять пальцев и мы понимает как построить речь . Наша мысль изоморфна нашей речи, а наше тело изоморфно нашей мысли.

1. Поэтому первый палец, в риторической руке на который мы смотрим – это нахождение темы.  Вот это нахождение знают все люди в России, изучающие английский язык, потому что это invention на латыне или invention по английский. То есть это и открытие. А греческое слово знают тоже все русские люди – эврика. Как говорил великий художник Пикассо: « Я не ищу, я нахожу».  Найти тему – это значит увидеть предмет в его полноте и ценности для того, чтобы о нем начать дальше рассуждать.

2. Второй палец называется, и это тоже знают все русские люди. Мы знаем слово taxica, taxis – отсюда слово такси. Некоторый порядок, упорядоченность или диспозиция – расположение. Прежде чем начать говорить, мы должны знать, чем мы закончим.

3. Третий палец в этой риторической руке – это подбор слов или элокуция.
Это очень важная вещь и я даже позволю себе кроме пяти пальцев, остановится здесь на четырех гвоздиках, на которых держится элокуция. Это если хотите – такой логико-философский квадратик – правила подбора слов.  Первое и главное, что должно присутствовать в этом подборе слов, греки и римляне называли по разному – греки называли это «хелеснис мос»  а римляне говорили «латинитос». Сказанное обязательно должно быть сказано на хорошем и правильном греческом или латинском языке.  Мы бы сейчас сказали что это хороший русский язык. Итак, первое – это качество языка. Второе, парное к этому качеству языка, явление которое должно быть присуще правильно подобранному слову  - это ясность. Недостаточно говорить только на хорошем языке – важно чтобы было ясно, о чем ты говоришь. Третье самое важное что должно быть присуще подбору слов – это уместность. Часто бывает так, что мы говорим о предмете для описания которой совершенно неуместно использование возвышенной лексики. Или наоборот низменной лексики. Уместность – это очень важная характеристика слова. И наконец четвертое что для оратора важно – это украшенность его речи. Он не может говорить, какими-то совершенно простыми, ни к чему, ни какому образу не возводящими слушателя,  словами. Его речь должна быть как-то украшена.  Но она может быть украшена отрицательным образом. Бывают случаю когда нужна предельно сухая речь . Но эта предельно сухая речь, будет тоже в действительно украшеной – только особенным образом. И вот у нас получается эти четыре точки. Опять – потянул за одну – обеднил другие. Речь должна быть на хорошем языке – она должна быть правильной, но она должна быть и уместной – а иногда бывает уместность и правильность. Речь должна быть ясной – но она и должна быть и украшенной. Если ты слишком ее украшаешь – твои слушатели не поймут о чем ты говоришь . Вот на этих четырех опорах и держится подбор слов.


4. И вот, мы прошли эти первых три пальца, мы выбрали тему, мы составили план, мы подобрали слова и написали свою речь. И наконец, появляется четвертый палец – этот палец называется память или «мемория». Мы должны запомнить, то что мы придумали. Но запомнить как? Но не механически. Задача не состоит в том чтобы мы вызубрили все что мы только что сказали. Задача в том чтобы запомнить эти первые три шага. И в общем, для хорошего оратора не совсем прилично, говорить свою речь наизусть. Потому что в таком случае можно взять артистически одаренного человека, дать ему текст, выучил и произнес. Нет. Оратор должен говорить сообразуясь с тем, что он видит – но включая свою память – то что он запланировал.  Это он должен сказать.

5. Память его(оратора) это четвертый палец который ведет нас к пятому и последнему. А последний, это опять таки известный всем нам. Все, кто смотрит кино знают такой термин – экшн. Actio, действие. Главное в речи не то что мы ее задумали, главное в речи не план который мы в самом начале предложили для нее, главное в речи даже не те слова которые мы подобрали для нее, и главное не то что мы хорошо вспомнили а главное то, как где и когда мы ее произнесем. Вот это экшн, это действие, событие произнесения речи, это и есть пятый палец, который завершает представление древних о риторической руке.

Иногда сейчас могут сказать так – ну сейчас есть столько специалистов по этому, спичрайтеров,  какие-то люди – имиджмейкеры. Все эти люди могут сделать из любого, иногда даже из такого барана, могут сделать человека,  ученого, умного итд. Но в действительности смысл риторики в том, что каждый из нас эту ладонь, эти свои пять пальцев развивает в себе сам. Дело не в том, что я могу быть слабым оратором, чем кто либо другой. А дело в том, что я говорю именно то, что я сам продумал, именно то что я собрав в разных местах, все той же рукой собрал, заграбастав, все-таки могу переработать в своей голове, могу превратить, перелить в речь и эту речь адресовать другому человеку, для того чтобы убедить его в чем то, и для того чтобы, и опять эта метафора руки играет здесь, чтобы взять его за руку и повести туда, куда я хочу его повести.

Конечно, мы должны понимать, что даже когда речь построена по всем правилам, если заметно что человек выстроил ее по этим правилам, то речь не очень удачная. Смысл, как раз убедительной речи в том, что она строится как спонтанная, она приходит к некоторому выводу и этот вывод должен показаться всем присутствующим,с одной стороны логически вытекающим, из всего что было сказано. С другой стороны как экспромт..."

Видео:


Примеры ярких, убедительных речей, выступления ораторов – выкладывайте в комментариях.

Добавить в друзья

Tags: Гусейнов, ПодборСлов, Риторика, РиторическаяРука, Убедительность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments