Александр Кардаполов (akardapolov) wrote,
Александр Кардаполов
akardapolov

Наследие Махатмы Ганди

2 октября 1869 родился один из величайших деятелей национально-освободительного движения Индии - Махатма Ганди. Его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Духовный лидер нации, Махатма Ганди всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия.
174px-Gandhi
Его философия ненасильственной борьбы Сатьягра́ха (санскр. सत्याग्रह, satyāgraha IAST, «стремление к истине», «упорство в истине»), в период английского колониального господства, выраженная в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения, оказала очень сильное влияние на движения сторонников мирных перемен и, надо заметить, не только их.



198px-Martin_Luther_King_Jr_NYWTS
Мартин Лютер Кинг, борец за права чернокожих в Америке воспринял опыт Махатмы Ганди и использовал его в своей борьбе:
Кинг также был воодушевлен теми результатами, которых добился Махатма Ганди, следуя идеям отказа от насилия. По его собственным словам, он в течение продолжительного периода времени желал совершить путешествие в Индию[8], и в апреле 1959 года с помощью Американского комитета Друзей на службе обществу он смог отправиться в эту поездку. Этот опыт оказал на него существенное влияние и углубил его понимание идей мирного сопротивления, равно как и его желание посвятить себя борьбе за гражданские права в Америке.

images
В отличии от Че Гевары, который считал философию ненасилия неприменимой в Латинской Америке:
Гевара уважал и чтил Ганди, но латиноамериканская действительность, диктовавшая свои правила и законы, не позволяла ему стать последователем главного пропагандиста ненасилия и следовать философии ахимсы. В июле 1959 года Че, только что назначенный послом по особым поручениям революционной Кубы, приедет в Индию. Команданте возложил венок на могилу Махатмы и посетил храм Яма Масжид, где он был кремирован. Находясь в этом священном месте, Че Гевара сказал: «Ненасильственное сопротивление в Латинской Америке бесполезно. Наше сопротивление должно быть активным»

medium_Sharp_Dzhin._Ot_diktaturyi_k_demokratii
Философию и практику применения сатьягра́ха активно изучал такой  известный общественный деятель 20-го века как Джин Шарп:
В 1973 году профессор Гарварда Джин Шарп написал книгу «198 методов ненасильственных действий» («198 Methods of Nonviolent Action»), в которой развивал теорию и практику так называемой ненасильственной политической борьбы (сокращенно НПБ). В 1983 г. Шарп создал в Бостоне для развития методов НПБ Институт Альберта Эйнштейна (Эйнштейн якобы – символ идеологии ненасилия для западного мира) и начал собирать соратников.

195px-Henry_David_Thoreau
Сам Джин Шарп черпал вдохновения в работах известных и гениальных предшественников, философов и практиков, кроме М.Ганди, таких как Генри Торо.
Г. Д. Торо активно участвовал в общественной жизни. Так, в 1846 году в знак протеста по отношению к войне США против Мексики он демонстративно отказался платить налоги, за что был на короткое время заключён в тюрьму. Будучи сторонником аболиционизма, Торо отстаивал права негров. В качестве средства борьбы он предлагал индивидуальное ненасильственное сопротивление общественному злу. Его эссе «О долге гражданского неповиновения» (1849) оказало влияние на Л. Н. Толстого, М. Ганди и М. Л. Кинга.

207px-Joseph_Nye_-_Chatham_House_2011
Наиболее известные положения данной философии совместно с концепцией "мягкой силы" Джозефа Ная, были доработаны, приняты на вооружение и использовались на практике, в том числе и в России:
Вокруг концепта Шарпа выросла сеть организаций, развивающих и применяющих идеи НПБ. В их числе основанный Аккерманом «Международныйцентр по ненасильственным конфликтам», Институт Флетчера в Массачусетсе, который проводит летние «школы» по теории и практике НПБ для членов неправительственных организаций и молодых политиков, а также созданный в 2003 г. в Белграде Срджем Поповичем «Центр прикладных ненасильственных акций и стратегий» (CANVАS). Таким образом, политическая «раскачка» и дестабилизация стран и регионов, в которых должно утверждаться доминирование США, идет одновременно и «мягкой силой» глобальной пропаганды («они должны захотеть того, чего хотим мы»), и далеко не мягкой силой местных активистов НПБ (уже сильно захотевших того, чего хочет Америка), подготовленных по методикам Шарпа и его учеников. Именно этот комплекс воздействий применялся в таких событиях глобального значения, как «бархатные революции» в Чехословакии и других странах Восточной Европы (1989 г.), «Бульдозерная революция» в Югославии 2000 г.), «Революция роз» в Грузии (2003 г.), «Оранжево-апельсиновая революция» на Украине (2004 г.), «Тюльпановая революция» в Киргизии и «Кедровая революция» в Ливане (2005 г.), «Революция цветов» в Молдавии (2009 г.), повторная «Дынная  революция» в Киргизии (2010 г.). Крупных «проколов» в этой серии «спецреволюций» было немного: неуспех «Васильковой революции» в Белоруссии (2006 г.), «Революции цветов» в Армении (2008 г.) и «Фиалковой революции» в Иране (2009 г.). А в 2011 г., попытки инициирования цветных революций приобрели – в ходе «арабской весны» – невиданный «конвейерный» темп и размах: Тунис, Египет, Ливия, Сирия и «далее везде». И завершились попыткой – пока неудачной – «Снежной революции» в России.
Прошло каких-то два года, и после "Снежной", неудавшейся "революции" в России, как полыхнул Майдан на Украине. Методы ненасильственной (и не только) борьбы, которые использовались всеми без исключения деструктивными силами привели к хаосу, разрухе, в некоторых случаях - распаду стран. Кроме концептов Д.Ная и Д.Шарпа (ненасильственные можно поставить в кавычки), использование современных технических возможностей по идеологической обработке больших масс людей и мгновенного информирования о происходящих событиях, которые предоставила сеть Интернет, ТВ, средства массовой информации и коммуникаций, совершенно изменили характер происходящих процессов. Буквально за несколько часов стало возможно организовать акции неповиновения, собирать многотысячные акции протеста, манипулировать массами с использованием фальшивых (фейковых) поводов. Оболванненые народные массы, с внедренным мифологическим сознанием легко могут быть использованы для уничтожения страны. И мы это видели в России, в 2011-2012, когда прошли по краю пропасти, в которую в 2013-2014 провалилась Украина, и десятки других, когда-то благополучных стран.

Махатма Ганди, понимал, что его наработки могут быть использованы во зло. АК-74 может оказаться как в руках защитника своей Родины, так и в его антиподе - участнике батальона карателей, например, как это происходит на Украине. В данном контексте, было бы неплохо представителями хунты на Украине, перечитать пророческие письма М.Ганди Гитлеру, написанные им в 1940 г.:
Метод ненасилия способен нанести поражение союзу всех самых ожесточенных сил в этом мире. Если не британцы, то другая держава, вне сомнений, победит Вас Вашим же оружием. Вы не оставите своему народу наследия, которым он мог бы гордиться.

Всем тем, кто планирует в России организовать хаос, аналогично тому, как это произошло на Украине и в других странах, получившими свою дозу яда, я предлагаю прежде всего ознакомится с нашим противоядием опытом противодействия "бархатным" революциям. И крепко задуматься. В России "майдану" не бывать!

Добавить в друзья


Tags: Ганди, Кинг, Майдан, Мои статьи, НПБ, Украина, Шарп
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments